Всем здравия!
В нашем чате по WA прочитал дискуссию как-то по ф/одежды: сапоги, портупея и т.п. Когда что надо надевать. И начал вспоминать свое начало на ТОФе. Ну, попал я сразу в морскую пехоту, вот где самое что ни на есть разнообразие формы одежды! Помимо стандартной флотской формы, там еще присутствует п/ш, которая может сочетаться с тельняшкой либо с белой рубашкой, либо с кремовой. На голове при этом может быть берет или фуражка. Есть вариант: низ- п/ш с сапогами, верх- тужурка (у сухопутных это-китель) опять же с белой или кремовой рубашкой. Получается ассорти из всех видов морской и сухопутной формы. Также и со званиями: матрос, ст.матрос, а дальше- все по сухопутному: мл.с-т …..генерал. А потом уже окунулся во флотскую среду) Тут особое было отношение к форме одежды, которое скорее всего сложилось исторически и ему особо не препятствовали начальники, а чаще закрывали глаза на эти традиции. Фуражки. Черные были только шитые (естественно за свои деньги) в ателье. Казенные носили только «двугодичники-пиджаки». Поизысканнее заказывали себе с лаковым козырьком. Причем по форме фуражки можно было безошибочно сказать на каком флоте шилась оная. Крабы шили сами кто мог, заказывали умельцам, продвинутые носили шитые фабричные (кстати, с «советским» крабом, а не «курицей» я проходил до дембеля в 2006-ом). Белые фуражки младшие офицеры в большинстве своем перешивали сами (опять же по моде каждого флота), кто посостоятельнее- заказывали, как и черные, в ателье. Старшие офицеры белые шили только в ателье- иначе несолидно по возрасту))). Шитые звезды на погонах имели немногие, было не очень-то популярно почему-то. Также как и шелковые, а не суконные галстуки. До капитана я носил на погонах эмблему «белые молотки» в соответствии с приставкой к званию «инженер». А на ТОФ их носили только представители БЧ-5 (механики).Также как и серебряные погоны на белой парадной тужурке вместо общепринятых золотых. Это право за собой отстоял перед всем командованием и был наверное единственным во Владике. В то время многие, окончившие сухопутные училища, при получении очередного звания стремились пройти переаттестацию, дабы получить военно-морское звание, желтые просветы на погонах вместо красных и нашивки на рукава. Я на это дело не клюнул, т.к. на практике доказывал, что в специальности и уж тем более в строевой подготовке выпускники КВВИДКУС были в первых рядах. Брюки в ателье шили по умолчанию расклешенными, закройщица спрашивала только на сколько расклешить. На сэкономленной по срокам носки материи вместо кителя можно было заказать курточку, которая часто заменяла тужурку. На китель (типа френча с воротником-стоечкой на крючках) я, не помню где, достал и перешил старого образца латунные пуговицы, которые надо было чистить, как нашу курсантскую бляху, до зеркального блеска. К осеннему пальто все покупали белые шерстяные кашне вместо казенных шелковых. И уж совсем немногие носили вне строя шинели с каракулевым воротником. А, когда появились летние голубые х/б курточки, то их носили тоже то на голое тело, то с маечкой-тельняшкой, то с кремовой рубашкой и галстуком. У нас в гарнизоне в дождь не возбранялось ходить под зонтом черного цвета и на ногах вместо ботинок- короткие черные резиновые сапоги. А уж по знакам на тужурках было полное разнообразие и великолепие!))) Синих ромбиков практически не было ни у кого, только белые с шильдиками и без них. Помимо них различные знаки, жетоны о принадлежности к частям, соединениям, флотам и их юбилеям. На различных сборищах увлеченно рассматривал это разнообразие, по которому нетрудно было представить структуру и ближайшую историю флота. Сейчас с интересом вспоминаю эти мелочи начала службы на флоте, которые тогда не воспринимались чем-то особенным. Вот такая внешне пестрая и веселая была у меня оболочка службы на ТОФ. Не сочтите за выдумки Мюнхгаузена, это было так)))
—
Игорь Бедных