Военный городок Мааньт.
Солнечным морозным утром военный городок предстал во всей красе. Семь пятиэтажных домов, в окружении которых стояла одноэтажная деревянная средняя школа, гостиница в два этажа. Служебная зона сплошь из одноэтажных зданий барачного типа. Гарнизон обнимал деревянный забор с множеством отсутствующих пролетов, не смотря на что, центральный въезд охранял дежурный по гарнизону, на которого был возложен и «пропускной режим». На территории было два продовольственных магазина и один промышленных товаров, кафе, маленький кондитерский цех и детский садик, в одной из пятиэтажек. Аэродром располагался в трёх километрах от гарнизона и в непосредственной близости от железной дороги, по которой через сутки проезжал поезд «Москва — Пекин», находящийся на балансе китайской разведслужбы. Эта же дорога осуществляла связь столицы государства с её южными территориями и являлась ориентиром и компасом для автопутешественников в темное время суток. Ближайшая железнодорожная станция к гарнизону называлась «5-й разъезд», следующая «Мааньт», по названию райцентра или, как говорили монголы, самона. Между этими станциями была расположена тюрьма, называемая местными — «Черная юрта», над которой постоянно стояло белёсое облако от гашения извести сидельцами, осуждёнными по монгольским законам за совершение различных преступлений, направленных против государства, его граждан, а также народной собственности. Непосредственный мой начальник и он же начальник особого отдела авиадивизии находился в 150-ти км от описанного мной гарнизона, т.е. вблизи «10-го разъезда», немногим не доезжая до самона Чоир». Точного перевода приведенных монгольских названий я не знаю, однако опер тюрьмы, майор Гангор, как он представился, так мы его и звали, как-то мне поведал, что Мааньт имеет приблизительный перевод на русский как «Долина смерти» и что во времена эпидемий или при наступлении глубокой старости монголы приходили умереть в эти места, ставили юрту и ждали смерти. За верность поручиться не могу, но как быль или небыль имеет право на жизнь по желанию читателя или слушателя.
В этот же день, мы с Константиновичем, поездом «Улан Батор — Саиншанд» поехали в отдел. Я представляться, он по плану. Жену с дочкой перепоручил его жене, Галине Федоровне. Впечатления от первой поездки в монгольском поезде оставили неизгладимые впечатления от увиденного. Но это уже другая история.
Юрий Смирнов